До 1907 года, я об этом уже писал, наш эпаньоль не имел официального статуса в кинологическом мире; эта маленькая бесхвостая собака была записана в семейство “разные эпаньоли”, к которому её причислили из-за длинной шерсти. С каких пор она приобрела своё строение, отличающее её от других собак с длинной шерстью? Никто не знает. На эту тему авторы хранят молчание.
Старинные справочники, первые из которых относятся к XV веку, содержат информацию о различных породах собак тех времен, описывая их с подробностями, и имеют единственное упоминание о собаках эпаньолях (d’oysel – старое французское слово epagneul), которые помогали находить птиц и становились в стойку как только чуяли их, давая возможность охотнику приблизиться и набросить на птиц сеть. В незапамятные времена арбалет заменил сеть, аркебуза заменила арбалет, ружьё со множеством его изменений заменило аркебузу. Эти изменения привели к необратимым изменениям в охоте, в частности, в способах охоты с собаками и их адаптации к новым обстоятельствам.
FRAM de St Tugen, который, если не ошибаюсь, стал первым обладателем прославленного аффикса
Всё больше и больше требовались скорость, выносливость и чутье. "Le chien d’oysel" – старинное французское название эпаньолей – так их описывал Гастон Фебус: “...эпаньоль с мощной головой и большим корпусом, с красивой белой или испещренной пятнами шерстью, изменяет стиль и подстраивается под место, где он должен охотиться; породы создаются."
Какие изменения претерпел современный бретонский эпаньоль, чтобы стать таким, как он есть сейчас? Забудем об этом. Однако, подтверждается, что с XVII века в Европе существовал коричнево-белый эпаньоль, достаточно малого роста, очень похожий на бретонского эпаньоля. Характерные черты именно этой собаки запечатлели художники, и образы эти не имеют ничего общего со спаниелями.
В одном из залов второго этажа музея в Руане, под номером 564, как мне помнится, висит картина XVII века, приписываемая Грефу Адриену. В каталоге она описывается следующим образом: “Пейзаж с собакой и дичью” и представляет собой эпаньоля, который на фоне окружающих предметов имеет небольшой рост. Его окрас коричнево-белый с большими пятнами; его облик очень напоминает собак, которых мы видим последние 30 лет у г-д Патена, Трантеля и Де Камбура. Собака Грефа Адриена имеет довольно округлый череп, короткие, высоко поставленные уши, тонкую и почти острую морду, заметно менее длинную, чем черепная коробка.
Натюрморт. Охотничья собака эпаньоль среди дичи, A.-N. Grief
У многих голландских мастеров XVII века мы видим на их полотнах маленьких коричнево-белых эпаньолей с коротким хвостом. Что примечательно, все эти эпаньоли компактные – их голова очень близка к форме головы наших бретонов, их тип не изменился, их окрас тем более. Этих эпаньолей писали Jean de Steen, Van de Velde, полотна которых есть в музеях Амстердама и La Haye, где я ими любовался. К сожалению, не смог сфотографировать. Также в XVII веке в северной части Европы жило множество эпаньолей, среди которых был и бретонский. Собаки на полотнах голландских художников, были ли они родом из Бретани? Почему бы и нет.
С XVI века рыжие грифоны пересекли границы Арморики (прибрежной северо-западной части Бретани) и вызвали восторг в королевских питомниках, где их использовали как элемент релакса. Также необходимо понимать, что голландские моряки с торговых судов, прибывавших к берегам Бретани, увозили в свои страны эпаньолей, живущих в этой провинции.
LESSARD "L'EPAGNEUL BRETON", 1952 год
Бюллетень СЕВ Франции № 117, март 2018
Перевод Е. Тоболь