Во многих программах разведения животных весь процесс отбора основан на вере в то, что продуктивность передается по наследству. Попытки систематического генетического анализа продуктивности привели к появлению таких выдающихся имен, как Чарльз Дарвин и Фрэнсис Гальтон. Но только в последние десятилетия хорошие оценки наследуемости характеристик были основаны на адекватных данных. Каннингем (Cunningham, 1991) в своем исследовании лошадей обнаружил, что только используя данные о времени и измеряя группы единокровных братьев и сестер, можно получить достоверные оценки производительности. Его данные показывают, что показатели скорости примерно на 35% передаются по наследству. Другими словами, только около 35% зависит от наследственных факторов, остальные 65% связаны с другими факторами, такими как уход, тренировки и питание.
Работа Каннингема, хотя и ограничена лошадьми, дает хорошую основу для понимания того, как много заводчики могут приписать генетике и родословным.
Новорожденные щенки во многих отношениях отличаются от взрослых особей. Когда они появляются на свет, их глаза закрыты, а их пищеварительная система имеет ограниченные возможности, требующие периодической стимуляции со стороны матери, которая регулярно вылизывает их, чтобы улучшить пищеварение. В этом возрасте они способны только нюхать, сосать и ползать. Температуру тела они поддерживают, прижимаясь к матери или сбиваясь в кучки вместе с другими сородичами по помету. В течение первых нескольких недель малоподвижности замечено, что эти незрелые и недостаточно развитые собаки чувствительны к ограниченному классу раздражителей, которые включают тепловую и тактильную стимуляцию, движение и локомоцию.
Другие млекопитающие, такие как мыши и крысы, также рождаются с ограниченными возможностями, и, как было обнаружено, они также демонстрируют схожую чувствительность к эффектам ранней стимуляции. Исследования показывают, что ежедневное вынимание их из гнезда на три минуты в течение первых 5-10 дней жизни приводит к снижению температуры тела ниже нормы. Этой легкой формы стресса достаточно для стимуляции гормональной системы, надпочечников и гипофиза. При более позднем тестировании, проведенном над взрослыми животными, оказалось, что эти же животные лучше переносили стресс, чем их однопометники, которые не подвергались таким же нагрузкам в раннем возрасте. Став взрослыми, они реагировали на стресс "поэтапно", в то время как их однопометники, не испытывавшие стресса, реагировали по принципу "все или ничего".
Американские военные в рамках своей кинологической программы разработали метод, который до сих пор служит руководством к действию. В попытке улучшить характеристики собак, используемых в военных целях, была разработана программа под названием "Биосенсор". Позже она стала известна широкой публике как программа "СуперДог". На основе многолетних исследований военные выяснили, что упражнения по ранней неврологической стимуляции могут иметь важные и долговременные последствия. Их исследования подтвердили, что в раннем возрасте существуют определенные периоды времени, когда неврологическая стимуляция дает оптимальные результаты. Первый период включает в себя промежуток времени, который начинается на третий день жизни и длится до шестнадцатого дня. Считается, что этот промежуток времени является периодом быстрого неврологического роста и развития и, следовательно, имеет большое значение.
Программа "Биосенсор" также была направлена на раннюю неврологическую стимуляцию. При ее разработке использовались шесть упражнений для стимуляции нервной системы. Каждая тренировка включала в себя работу со щенками один раз в день. Во время тренировок требовалось выполнять их по очереди, выполняя серию из пяти упражнений. В списке, приведенном в порядке предпочтения, заводчик начинает с одного щенка и стимулирует его, выполняя серию от начала до конца, прежде чем приступить к следующему щенку. Уход за каждым щенком один раз в день включает в себя следующие упражнения:
1. Тактильная стимуляция
Держа щенка в одной руке, мягко стимулировать (щекотать) щенка между пальцами на любой лапе ватной палочкой. Необязательно добиваться, чтобы щенок показал, что чувствует щекотку. Время стимуляции 3–5 секунд.
2. Голова поднята вверх
Обеими руками держать щенка перпендикулярно земле (вертикально вверх), так чтобы его голова находилась прямо над хвостом. Время стимуляции 3–5 секунд.
3. Голова направлена вниз
Крепко удерживать щенка обеими руками, повернуть голову и направить ее вниз так, чтобы она была направлена к земле. Время стимуляции 3–5 секунд.
4. Положение на спине
Держать щенка так, чтобы его спина покоилась на ладонях обеих рук, а мордочка была обращена к потолку. Пока щенок лежит на спине, дайте ему поспать. Время стимуляции 3–5 секунд.
5. Тепловая стимуляция.
Используйте влажное полотенце, которое было охлаждено в холодильнике не менее пяти минут. Положите щенка на полотенце лапками вниз. Не мешайте ему двигаться. Время стимуляции 3–5 секунд.
Эти пять упражнений вызовут неврологическую стимуляцию, которая естественным образом не возникает в этот ранний период жизни. Опыт показывает, что иногда щенки сопротивляются этим упражнениям, другие проявляют безразличие. В любом случае тем, кто планирует их выполнять, следует быть осторожными. Не повторяйте их чаще одного раза в день и не увеличивайте время, превышающее рекомендованное для каждого упражнения. Чрезмерная стимуляция нервной системы может привести к неблагоприятным последствиям. Эти упражнения воздействуют на нервную систему, приводя ее в действие раньше, чем обычно, в результате чего впоследствии существенно повышается работоспособность. Те, кто играет со своими щенками и регулярно общается с ними, должны продолжать это делать, потому что неврологические упражнения не заменяют игровой социализации или установления связей.
Щенки, получившие пользу от ENS (Early Neurological Stimulation - Ранняя неврологическая стимуляция), показали, что:
- улучшилась работа сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений),
- сердце забилось сильнее,
- надпочечники укрепились,
- повысилась устойчивость к стрессу,
- повысилась сопротивляемость болезням.
В тестах на обучаемость было обнаружено, что стимулированные щенки были более активными и более склонными к исследованию, чем их сверстники из нестимулированного помета, над которыми они доминировали в конкурентных ситуациях.
В простых тестах на решение задач с использованием обходных путей в лабиринте нестимулированные щенки становились чрезвычайно возбужденными, сильно скулили и совершали много ошибок. Их стимулированные однопометники были менее встревожены или расстроены условиями тестирования, более спокойны в тестовой обстановке, совершали меньше ошибок и лишь изредка издавали тревожные звуки при стрессе.
Заводчики теперь могут воспользоваться имеющейся информацией для улучшения своих щенков. Как правило, генетика определяет около 35% продуктивности, но оставшиеся 65% (уход, дрессировка, питание) могут иметь решающее значение.
Что касается консервативного подхода, то нужно регулярно знакомить щенков с детьми, людьми, игрушками и другими животными. Прикосновение ко всем частям их тела также является необходимой частью их обучения, которое можно начинать уже на третий день жизни. Щенки, с которыми общаются рано и на регулярной основе, как правило, не стесняются рук, когда становятся взрослыми.
По материалам “Breeding better dogs”
Carmen L. Battaglia
Перевод Маргариты Молчановой